Древо школьной жизни — Дополнительная общеразвивающая программа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углублённым изучением отдельных предметов
Асбестовского городского округа
Согласовано:
заместитель директора по
оспитательной работе МАОУ СОШ № 4
с УИОП АГО
______________И.Н.Сокова

Утверждено:
Приказ № 322 от 17.07. 2020 г
Директор МАОУ СОШ № 4
с УИОП АГО
_______________Л.А. Иванова

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Древо школьной жизни »
Возраст детей:
13-15 лет
Направленность – туристско - краеведческое ,
Срок реализации:
2 года

Разработчик:
Старицына Алена Юрьевна,
учитель музыки,
категория: высшая

Пояснительная записка.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому
прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное
значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у
подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не
сможем двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя
частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей
программой внесет достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и
поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости,
ответственности и надежды. Школьный музей создает особые условия для
воздействия на интеллектуально –волевые и эмоциональные процессы личности
ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через
экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Занятия по данной программе способствуют совершенствованию поисковоисследовательских навыков у детей, развитию у них познавательного интереса,
творческой активности, уважения к истории своей малой Родины, воспитанию
патриотизма.
Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения
последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном
сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено
временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений
людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях
прошлого, в своей природе.
Содержание программы направлено на сохранение исторического и
культурного наследия, сбережения памятников истории и культуры региона.
Программа «Древо школьной жизни» предполагает организацию деятельности
обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию
конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску
и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной
работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской,
фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при
изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются
реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем,
возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Цель: Создание оптимальных возможностей для творческого развития
обучающихся, и гражданского становления, удовлетворение их запросов,
формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой
деятельности в рамках школьного музея.
Задачи программы:
Образовательные:
1. подробное изучение истории родной школы и родного края
2. вооружение обучающихся необходимыми практическими умениями и навыками
самостоятельной работы с различными источниками информации (картами,
статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и
целенаправленности в исследовательской деятельности обучающихся;

Воспитательные:
1. воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и
культурному наследию родной школы и родного края.
2. развитие гражданской, социальной активности обучающихся.
3. углубление и систематизация знаний об истории родной школы и родного края;
Развивающие:
развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников,
работы с историческими источниками;
овладение навыками оформления полученных материалов в проектах творческих
работах.
развитие творческой и познавательной активности детей.
Режим занятий: программа рассчитана на 2 года обучения, 2 часа в неделю.
Формы обучения:
1. индивидуальное занятие;
2. групповое занятие;
3. коллективное занятие
Методы, применяемые в ходе реализации программы:
- Объяснительно-иллюстративный метод. Беседа, демонстрация.
- Исследовательско-поисковый метод. Обучение поискам самостоятельного поиска
информации, задания исследовательского характера, работа под руководством
педагога, практические задания, работа с СМИ, библиотечным фондом, музейными
материалами
- Игровой метод. Набор игровых методик, развивающих социальную,
коммуникативную, творческую деятельность детей.
Количество: 12 человек.
Возраст: 7 -8 класс (13 – 15 лет)
Общая результативность обучения по программе.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность
основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины
Ожидаемые результаты:
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию
культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в
том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями,
востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно
ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее
социокультурной позиции.
Это предполагает:

освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе;
повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;
стремление использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы
ценностей и ценностной ориентации;
использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное
образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах,
краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.
По окончании обучения по программе обучающиеся должны уметь:
самостоятельно работать с дополнительной литературой;
определять возможные источники информации и способы ее поиска, осуществлять
поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках,
Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
создавать свои информационные объекты
Направления деятельности объединения:
- организационная работа;
- оформительская работа;
- работа с музейным фондом;
- научно-исследовательская работа;
- культурно-массовая,
- гражданско-патриотическая;
- экскурсионная деятельность.
Формы работы:
- организация и проведение экскурсий;
- оформление новых экспозиций и выставок;
- организация исследовательской работы;
- организация переписки;
- работа по подготовке презентаций;
- шефство над ветеранами войны и труда;
- проведение мероприятий к праздникам;
- встречи с ветеранами и участниками военных событий,
- вовлечение в работу школьного музея значительного числа творчески
работающих детей, учителей и родителей.
Формы контроля результативности программы:
- викторины;
- экскурсии;
- уроки в музее;
-экскурсии в музее;
- оформление выставок.
Техническое оснащение:
- помещение музея;
- видеокамера;
- фотоаппарат;
- ноутбук

№1

Тема

Учебно- тематический план
1 год обучения
Количество часов
Всего
2

Теория
1

1.

Вводное занятие

2.
3.

Школьный музей
5
2
Военно-патриотическая
5
2
работа
Фонды школьного музея
5
1
Изучение истории школы
4
2
Работа музея
4
2
Историческое краеведение
2
1
История края
3
1
Поисковая работа
10
4
Экспозиционная работа
10
5
Культурно-массовая работа
11
5
Выставочная и экскурсионная 2
1
деятельность
Экскурсионные методы и
3
1
приемы
Итоговое занятие
2
1
всего
68 ч
Учебно- тематический план
2 год обучения
Тема
Количество часов

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

№1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вводное занятие
Функции школьного музея
Комплектование фондов
школьного музея
Фонды школьного музея
Работа музея. Организация
Экскурсионная деятельность
Экскурсия и методы ее
проведения
Методика проведения
экскурсии
Приемы экскурсионной
работы:
- прием предварительного
просмотра
- прием сопоставления
- прием рассказа
- прием комментирования
- прием цитирования

Практика
1
3
3
4
2
2
1
2
6
5
6
1
2
1

Всего
2
2
2

Теория
1
1
1

Практика
1
1
1

2
4
4
4

1
2
2
2

1
2
2
2

4

2

2

6

4

2

10.
11.
12.

13.
14.

15.

16.
17.

- прием аналогии
Правила поведения
экскурсовода
Подготовка и проведение
экскурсии
Исследовательская
деятельность:
Сбор информации о
«Медалистах школы». Работа
с архивом школы.
Обработка полученной
информации.
Составление списка
медалистов,
ксерокопирование
фотографий
Историко–демографическая
характеристика г. Асбеста
Современное развитие г.
Асбеста (промышленность,
транспорт, образование,
здравоохранение).
Исторические и культурные
памятники района
Оформление книги памяти:
Участники ВОВ – мои
земляки. История моей семьи
в истории моей Родины.
Знаменитые люди г.Асбеста
(экспозиция)
Заключительное занятие.
Подведение итогов.
всего

2

1

1

11

5

6

10

5

5

5

2

3

4

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

68 ч

Содержание программы
Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы объединения «Древо
школьной жизни».
Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила
оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военнопатриотической работы. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение
и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою
независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия: сбор материалов для школьного музея; подготовка
временных выставок, рефератов.
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических
событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила
роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов.
Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование
исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками;
каталогами.
Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения
родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в
жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные
документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников
школы).
Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и
тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного
музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий,
подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на
основе экспозиции музея.
Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты
изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер
исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация
краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края.
Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны.
Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц
города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города,
фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с
интересными людьми.
Тема 8. Поисковая работа. Задачи поисковой работы, связь с профилем и
тематикой музея, содержанием массовых туристско-краеведческих мероприятий.
Основные формы поисковой работы: походы, экспедиции, текущее
комплектование, переписка. Плановость, целенаправленность, научная и
техническая подготовка поиска. Методика сбора и фиксации материалов.
Оформление задания. Инструктивные требования к организации и проведению
походов обучающихся.
Практика. Разработка и проведение поиска по конкретной, достаточно узкой теме с
использованием форм текущего комплектования.
Тема 9. Экспозиционная работа. Идейный замысел и тематическая структура
экспозиции. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов,
составление тематико-экспозиционного плана, разработка художественного
оформления, обсуждение и утверждение плана проекта, текстов, элементов
оформления, изготовление и монтаж оборудования. Постоянная экспозиция и
временная выставка. Выставка-передвижка и ее особенности.

Практика Анализ содержания, приемов построения и оформления экспозиции
школьного музея по отдельным разделам и комплексам; научная разработка и
построение стационарной выставки по теме проведенного поиска с
последовательной разработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
Тема 10. Культурно-массовая работа на базе школьного музея
Основные требования: высокий теоретический и методический уровень,
комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и
знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Основные формы проведения работы: экскурсии, лекции, беседы, слеты ветеранов,
конференции, линейки, литературно-исторические композиции, викторины и
конкурсы. Организация мероприятий. Особенности работы с местным населением.
Практика
Знакомство с постановкой массовой работы школьного музея, участие в
проведении нескольких плановых мероприятий; самостоятельная подготовка и
проведение массовых мероприятий с использованием созданной выставки.
Тема 11. Выставочная и экскурсионная деятельность.
История города как предмет экскурсионного изучения. Объекты городской
экскурсии. Памятники истории и культуры. Их идейно-эмоциональное
воздействие, познавательное и воспитательное значение. Особенности методики
городской экскурсии. Требования к маршруту. Приемы показа памятных мест,
исторических объектов, произведений искусства. Методика подготовки и
проведения комплексной экскурсии. Особенности проведения экскурсии в
пределах микрорайона.
Практика. Прослушивание одной-двух городских экскурсий с обсуждением и
разбором специфических особенностей этих экскурсий; подготовка и проведение
экскурсии по городу.
Тема 12. Экскурсионные методы и приемы. Взаимодействие методов во время
проведения экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом.
Приемы соревнования и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к
языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и
условия использования.
Практика. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы
экспонатов, использования приемов демонстрации, сравнения экспонатов.
Тема 13. Итоговое занятие. Подведение итогов по пройденным темам.
Методическое обеспечение
Основные принципы реализации программы:
1. принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на
основе своих интересов и потенциальных возможностей;
2. принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной
работы;
3. принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея;
4. принцип интеграции разных видов деятельности;
5. принцип взаимосвязи и взаимопроникновения программных разделов;
6.
Методическое обеспечение
Основные принципы реализации программы:
1. принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на
основе своих интересов и потенциальных возможностей;

2. принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной
работы;
3. принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея;
4. принцип интеграции разных видов деятельности;
5. принцип взаимосвязи и взаимопроникновения программных разделов;
6. систематичность и регулярность занятий.
Основные методы и формы реализации программы
Демонстрационные:
- экскурсии;
- электронные презентации;
Вербальные:
- беседа;
- анализ;
- инструктаж
Практические:
- работа с мемуарной и периодической литературой;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль
Стимулирующие:
- поощрение.
Литература
1. Александров Ю. Н. Некоторые советы экскурсоводам. Методика подготовки и
проведения экскурсий на архитектурно-градостроительные темы. – М., 2007.
2. Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: метод, рекомендации. –
М., Турист, 2006.
3. В истории навсегда. В помощь организаторам школьных музеев. – М., Молодая
гвардия, 2006.
4. Гиндина Н. Г., Фоломеев Б. А., Шкурко А. И. Учет и хранение фондов школьных
музеев. - Музеи и выставки московских школ. – М., 2000.
5. Музееведение. Под ред. К. Г. Левыкина, В. М. Хербста. – М., Высшая школа.
2006.
6. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных. – М., Просвещение, 2006.
7. Тиков Е. П. Методика организации и оформления тематической выставки в
школе. – М., Просвещение, 1984.
8. Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ». Принят
Государственной думой 24 апреля 1996 г. Сборник официальных документов по
детско-юношескому туризму, краеведению и организации отдыха детей и
молодёжи. Москва. 2006.
9. Финягина П. П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой
работы. Музейное дело в СССР. – М., Сов. Россия, 2005, с. 3-18.
10. Школьный музей. Из опыта. Под ред. В. Н. Столетова, М. П. Кашина. – М.,
Просвещение, 2007

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».