МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПРОГРАММА ОБСУЖДЕНА
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ№4 с УИОП АГО
протокол №10 от 31.08.2021 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАОУ СОШ№4 с УИОП АГО
№ 238 от 31.08.2021 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Асбест, 2021
Информационная карта
1
2
Цель
Создание оптимальных педагогических условий для
всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся,
развития их индивидуальных склонностей и способностей,
мотивации личности к познанию и творчеству
Задачи
формирование и развитие творческих способностей
обучающихся НОО;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся НОО в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии,
а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданскопатриотического,
военно-патриотического,
трудового
воспитания обучающихся НОО;
- выявление, развитие и поддержка талантливых
обучающихся НОО;
социализация и адаптация обучающихся НОО к жизни
в обществе;
формирование
общей
культуры
обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и
интересов
обучающихся,
не
противоречащих
законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований
Формы
реализации
Дополнительное образование это:
- практико-ориентированная форма организации
культурно-созидательной
деятельности
обучающегося;
проектно-проблемный тип деятельности, который
является базовой сферой развивающего образования;
- органическое сочетание видов досуга с различными
формами образовательной деятельности,
- формирует дополнительные компетенции в опоре на
общее образование.
Участники
Дети 6,5 -11 лет
Место проведения
МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО, г. Асбест, проспект Ленина,
26/3
Сроки реализации 2021-2025 г.
Создание в школе единой системы дополнительного
образования, направленной на свободное развитие
личности каждого обучающегося НОО; увеличение числа
обучающихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности; целенаправленная
организация
свободного
времени
большинства
обучающихся НОО.
Ожидаемый
результат
Общие положения
Образовательная
программа
дополнительного
обучающихся
НОО
определяющий
содержание дополнительного образования в МАОУ СОШ
-
нормативно-управленческий
образования
документ,
№ 4 с УИОП АГО.
Образовательная
программа
обучающихся НОО с оставлена
на
дополнительного
образования
основе следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №
7293.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017
г.
организациями,
№
816
«Об
утверждении
осуществляющими
Порядка
образовательную
применения
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
7. Приказ
Министерства
09.11.2018
г.
№
196
просвещения
«Об
Российской
утверждении
осуществления образовательной
Порядка
деятельности
по
Федерации
от
организации
и
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». 9.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях,
Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2.
1178-02.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с
изменениями и дополнениями
11. Устав МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО
1. Пояснительная записка.
Концепция развития системы дополнительного образования детей в
условиях реализации Федерального государственного образовательного
стандарта включает ряд принципиально новых стратегических целевых
ориентиров.
Важнейшим
условием
эффективности
деятельности
дополнительного образования является способность гибко реагировать на
запросы
личности,
изменение
потребности
экономики
образования
школы
и
нового
общественного устройства.
Система
дополнительного
направлена
на
реализацию государственной политики Российской Федерации в области
дополнительного образования детей, усиление внимания к воспитанию и
творческому развитию подрастающего поколения, охрану прав детей,
реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в
интересах личности, общества, государства.
Дополнительное образование обучающихся НОО
направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение
их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их
адаптацию к жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей организуется на принципах
природосообразности,
личности,
свободного
деятельности,
гуманизма,
выбора
демократии,
каждым
дифференциации
творческого
ребёнком
образования
с
вида
учётом
развития
и
объёма
реальных
возможностей каждого обучающегося.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для
совершенствования образования, его гуманизации; позволяет полнее
использовать потенциал образования за счет углубления, расширения и
применения
полученных
знаний;
путем
реализации
досуговых
и
индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому
ребенку
удовлетворить
свои
индивидуальные
познавательные,
эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть в
воспитании многогранной
личности,
в
ее
образовании,
в
ранней
профессиональной ориентации. Занятость обучающихся во внеучебное
время
содействует
укреплению
самодисциплины,
развитию
самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков
содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей
практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять
негативному воздействию окружающей среды.
Дополнительное
обучающихся
образование
надпредметных
направлено
компетенций,
на
формирование
навыков
у
проектно-
исследовательской, творческой деятельности, спортивных достижений,
развития индивидуального стиля познания, деятельности и общения,
умения творчески мыслить, использовать полученные знания на практике,
повышать способность к обучаемости, саморазвитию, самореализации
индивидуальности, профессионального самоопределения.
В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие
системы дополнительного образования в школе, средства и механизмы,
обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом
реализации программы должна стать вариативная система дополнительного
образования, способствующая свободному развитию личности каждого
обучающегося НОО МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО.
2. Цели и задачи программы.
Цель: Создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
удовлетворения потребностей обучающихся, развития их индивидуальных
склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству
Задачи:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся НОО;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся НОО в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-
патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся НОО;
- выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся НОО;
- социализация и адаптация обучающихся НОО к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение
образовательных
потребностей
и
интересов
обучающихся,
иных
не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований
3.
Концептуальная основа дополнительного образования
Основное назначение
мотиваций
дополнительного
обучающихся
к
образования
познанию
и
–
развитие
творчеству,
реализация
дополнительных общеразвивающих программ в интересах личности.
Дополнительное образование это:
- практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной
деятельности ребенка;
- проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой
сферойразвивающего образования;
- органическое
сочетание видов досуга
с
различными
формами образовательной деятельности,
-
формирует
дополнительные
компетенции
в
опоре
на
общее
образование;
-условие
для
личностного
роста,
формирующее
систему
знаний,
конструирующее более полную картину мира и развивающее собственные
способности и склонности ребенка.
Основные принципы развития системы дополнительного образования
1.Принцип поддержки школьного образования (интеграции общего и
дополнительного образования), реализация программ естественнонаучной,
технической
направленностей,
способствующих
формированию
политехнического образования.
2.
Принцип
комплексного
подхода
к
формированию
дополнительного
образования
вне
зависимости
финансирования
реализации
дополнительной
содержания
от
источника
общеразвивающей
программы и ее вида.
3.
Принцип
обновления
содержания
дополнительныхобщеразвивающих программ
и
расширения
спектра
4.Принцип непрерывности и преемственности
5.Принцип вариативности
6.Принцип гуманизации и индивидуализации
7.Принцип добровольности
8.Принцип системно-деятельностного подхода
9.Принцип творчества
10.Принцип разновозрастного единства
11. Принцип открытости системы.
Дополнительное образование в
МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО
рассматривается как единый целенаправленный процесс, объединяющий
воспитание, обучение и развитие личности и строится на следующих
приоритетных идеях:
- свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности и темпов
продвижения ребёнка по конкретной программе; - ориентация на
личностные интересы, потребности, способности ребёнка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Функции дополнительного образования детей и взрослых
образовательная – обучение по дополнительным образовательным
программам,
получение
новых
знаний,
приобретение
навыков
и
компетенций;
воспитательная - обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в лицее культурной
среды, определение
на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание
детей через их приобщение кобщечеловеческим ценностям;
информационная - передача педагогом ребенку максимального объема
информации, которую обучающийся способен воспринять и усвоить;
коммуникативная - расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов
ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
рекреационная - организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
интеграционная
создание
-
единой
образовательной
среды
шого
образования;
компенсаторная
освоение
–
обучающимся
новых
направлений
деятельности, углубляющих и дополняющих общее образование и
создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания
общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
социализация – освоение обучающимся социального опыта, приобретение
им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Изучение,
анализ
образовательных
запросов
и
потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей) позволяют
совершенствовать, обновлять содержание дополнительного образования,
расширять работу с ними в рамках городских, областных, региональных
программ, проводить мониторинговые исследования, определять диапазон
потребностей в конкретных областях знаний.
4.Содержание программ дополнительного образования
Содержание программ дополнительного образования реализуется в
течение
учебного
года
в
зависимости
от
количества
часов,
предусмотренных учебным планом для каждого объединения. Форма
работы групповая (либо индивидуальная по мере необходимости). Режим
работы согласно расписанию. Планируемые результаты можно увидеть в
процессе работы творческого объединения. Формы подведения итогов
реализации
дополнительной
конкурсах,
выставках,
программы:
фестивалях,
участие
в
обучающихся
соревнованиях,
в
научно-
исследовательских конференциях на различных уровнях
Система
дополнительного
образования
в
лицее
реализуется
по
направленностям:
физкультурно-спортивная;
художественная;
техническая;
туристско-краеведческая;
социально-педагогическая;
естественнонаучная.
Физкультурно-спортивная направленность
Целью
дополнительного образования физкультурно спортивной
направленности является
воспитание и
привитие навыков
физической культуры учащихся и, как следствие, формирование здорового
образа жизни, а также убеждение в престижности занятий спортом, в
возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- создание
условий для развития физической активности
учащихся
ссоблюдением гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победеи проигрышу;
- организация
межличностного взаимодействия учащихся на
принципах
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
- оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств,
необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Одной из важных задач является обеспечение необходимых условий для
личностного развития обучающегося, укрепление его здоровья, создание
здоровьесберегающей среды, в которой каждому ребенку предоставляется
возможность выбора
индивидуального пути совершенствования своего
физического развития и укрепления здоровья, формирования привычек
здорового образа жизни как необходимого атрибута современной жизни.
Знакомство с игровыми видами спорта так же способствуют развитию детей
и подростков в физическом и познавательном аспектах.
Художественная направленность
Целью дополнительного образования художественной направленности
является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край,
его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его
развитии.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- развитие художественного вкуса у обучающихся;
- формирование представлений
о культурной
жизни своего города,
области;
- привлечение обучающихся к сохранению культурного наследия через
вокальное
и
хореографическое
искусство,
декоративно-прикладное
творчество.
Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей видению
прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого
ребенка, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу,
волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Художественное
творчество
помогает
ребенку
познать
окружающий
мир,
приучает
внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает
зрительную память, пространственное мышление и способность к образному
мышлению. Учит точности расчета, учит познавать красоту природы,
мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и
сочувствия окружающим.
Программы «Юный художник», « Художественное творчество: станем
волшебниками»
предназначены
для
обучающихся,
интересующихся
предметом и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и
практической подготовки по изобразительному искусству. Содержание
программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное
творчество и освоение опыта прошлого. Она расширяет представления
обучающихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит
с различными техниками изобразительного искусства, формирует чувство
гармонии и эстетического вкуса.
Программа «Бумагопластика» имеет большое значение для развития
технологической подготовки обучающихся: подготовка эскизов, разметка
материала, изучение и использование свойств
различных материалов,
способов и техники их обработки. Занятия формируют эстетический вкус
обучающихся, приобщают их к народному творчеству, знакомят с
произведениями народного искусства.
«Театральная
студия»»
способствует
развитию
артистизма,
коммуникативных качеств личности обучающегося, умению выражать свои
чувства средствами театрального искусства. Способствует формированию
поликультурной
компетентности
обучающихся
чрез
интеграцию
литературного творчества и театра.
Туристско-краеведческая направленность
Целью
дополнительного
образования
туристско-краеведческой
направленности является создание условий для перевода ребенка в позицию
активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на
основе нравственных ценностей.
Задачи:
- формирование
нравственным ценностям;
позитивного отношения к базовым
- формирование
трудовой
навыков труда, позитивного отношения к
деятельности;
- выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
- стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, лицея,
родного города.
В рамках туристско-краеведческой направленности обучающиеся
принимают
добровольное
посильное
участие
в
улучшении,
совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации,
складывающейся в окружающем их социуме.
Программа «Мы- россияне»
является основой к программе духовно-
нравственного развития и патриотического воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеурочной,
социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных
идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности
школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию
гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и
самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал
социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический
опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный
опыт жизнедеятельности.
Социально – педагогическая направленность
Целью
дополнительного
образования
социально-педагогической
направленности является обучение обучающихся НОО навыкам общения в
бытовой, учебной, социокультурной и деловой сферах, расширение
поликультурного пространства.
Задачи:
- формировать у обучающихся активную гражданскую позицию;
- развивать правовую культуру;
сформировать
речевой деятельности;
прочные умения и навыки во всех видах
- обеспечить усвоение определенного круга теоретических сведений о языке
(его системе, функциях, происхождении, развитии, роли в современном
мире).
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Школа
этикета»
призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих
отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Программа предполагает активное включение в творческий процесс
учащихся, родителей, учителей, классного руководителя.
Практическая значимость программы состоит в том, что отношение к
окружающей действительности формируется в совместной деятельности
учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1
класса.
Кружок «Школа этикета» является неотъемлемой и необходимой
частью целостного образовательного процесса, так как соответствует
стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества
образования, всестороннего развития личности учащихся».
Естественнонаучная направленность
Дополнительное
образование
естественнонаучной
направленности
раскрывает содержание основных естественнонаучных идей, общих законов
наук о природе, фундаментальных теорий, роль и место в развитии
естественнонаучной картины мира. При этом анализируются знания о
природе, происходит их обобщение, но не в рамках каждого отдельного
учебного предмета, а на основе целостной естественнонаучной картины
мира, которая является синтезом и обобщением знаний о природе и ее
явлениях.
Задачи:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при решении
комплексных
задач
естественнонаучной
направленности,
выполнении
опытно-экспериментальных исследований;
-
формировать
умение
проводить
наблюдение
природных
явлений,
описывать и обобщать полученные результаты;
- воспитывать потребность в познании природы;
- прививать навыки разумного использования достижений науки и
технологий для сохранения биосферы Земли; уважение к творцам науки и
техники, отношения к естественным наукам как к неотъемлемой части
общечеловеческой культуры;
- формировать умение применять полученные знания для решения
практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности
своейжизни.
Дополнительная
способствуют
общеразвивающая
формированию
у
программа
обучающихся
«Умники
и
умницы»
практических
навыков
проведения опытно-экспериментальных работ, осуществления проектноисследовательской
деятельности.
Развивает
логическое
физические и математические способности обучающихся,
мышление,
нацелена на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
5. Мониторинг и оценка организации дополнительного образования
Контроль
результативности дополнительного образования,
его интеграции с общим образованием осуществляется путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Основными целями мониторинга являются:
- оценка
эффективности
реализации
образовательной
программы дополнительного образования.
- совершенствование
системы
мониторинга
педагогического коллектива в
управлению качеством образования.
качества
деятельность
образования,
по
Задачи мониторинга:
-
организация
непрерывного
Образовательной
наблюдения
за
программы
дополнительного
выявление
и
ходом
реализации
образования
детей
и
взрослых;
-
своевременное
изменений
предупреждение
в образовательном процессе,
развития
негативных
препятствующих реализации
образовательной программ;
- оценка эффективности и полноты реализации образовательной программы
дополнительного образования.
Показатели
и
дополнительных
критерии
оценки
общеразвивающих
эффективности
программ
отражают
реализации
динамику
достижений обучающихся, активность и результативность их участия в
конкурсных,
концертных
мероприятиях,
соревнованиях,
выставках,
интеллектуальных состязаниях, в образовательных, творческих, социальных
проектах. При оценке качества деятельности педагогических работников
учитывается
востребованность
обучающимися,
результатов
родителями;
деятельности
услуги
дополнительного
представление
объединений
широкой
образования
общественности
дополнительного
образования;
использование в педагогической практике современных образовательных
технологий;
представление
опыта
профессиональной
деятельности
педагогическому сообществу лицея, района, города.
Форма
аттестации
по
результатам
освоения
дополнительных
общеразвивающих программ не предусмотрена. После освоения программы
документ об образовании не выдается.
6.Ожидаемые результаты
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной
ориентации. Целью дополнительного образования являются выявление и
развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно
богатой,
свободной,
физически
здоровой,
творчески
мыслящей
личности.
Дополнительное образование в лицее доступно каждому обучающемуся.
Ожидаемыми
результатами
реализации
Образовательной
программы
дополнительного образования детей и взрослых являются:
- создание в лицее единой системы дополнительного образования, которая
будет способствовать свободному развитию личности каждого
обучающегося;
- увеличение числа обучающихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;
-
целенаправленная
организация
свободного
времени
большинства
обучающихся лицея.
7.Система представления результатов обучающихся
Оценка
результативности
реализации
Образовательной
программы
дополнительного образования детей и взрослых осуществляется через:
-
участие
обучающихся
конференциях
в
соревнованиях,
различного
конкурсах,
уровня:
фестивалях,
школьного,
муниципального, регионального и федерального, международного;
- презентации
итогов
деятельности
объединений дополнительного
образования
социальному окружению,
родительской общественности;
- создание проектов, презентаций, агитационных газет, листовок;
открытые занятия, отчетные концерты, итоговые выставки творческих
работ.
Оценочные
материалы,
формы
аттестации
Документ по окончании обучения не выдается.
не
предусматриваются.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)