Образовательная программа дополнительного образования СОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПРОГРАММА ОБСУЖДЕНА
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ№4 с УИОП АГО
протокол №10 от 31.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАОУ СОШ№4 с УИОП АГО
№ 238 от 31.08.2021 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Асбест, 2021

Информационная карта
1

Цель

Задачи

2

Создание оптимальных условий для развития,
самоопределения и самореализации личности ребенка в
различных
сферах
жизнедеятельности,
способной
успешно адаптироваться
к
изменяющемуся
миру,
осознанно делать свой личностный и профессиональный
выбор.
- совершенствовать содержание, организационные
формы, методы, технологическое сопровождение
образовательной деятельности с учетом возраста
обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся СОО в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии,
а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданскопатриотического,
военно-патриотического,
трудового
воспитания обучающихся СОО;
- содействовать формированию опыта деятельности и
компетенции в выбранном ими виде деятельности (в
соответствии с направленностью дополнительной
общеразвивающей программы);
социализация и адаптация обучающихся СОО к жизни
в обществе;
формирование
общей
культуры
обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и
интересов
обучающихся,
не
противоречащих
законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований

Формы
реализации

Дополнительное образование это:
- практико-ориентированная форма организации
культурно-созидательной
деятельности
обучающегося;
проектно-проблемный тип деятельности, который
является базовой сферой развивающего образования;
- органическое сочетание видов досуга с различными
формами образовательной деятельности,
- формирует дополнительные компетенции в опоре на
общее образование.

Участники

Дети 16 -18 лет

МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО, г. Асбест, проспект Ленина,
26/3

Место проведения

Сроки реализации 2021-2025 г.
Создание в школе единой системы дополнительного
образования, направленной на свободное развитие
личности каждого обучающегося; увеличение числа
обучающихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности; целенаправленная
организация
свободного
времени
большинства
обучающихся ООО.

Ожидаемый
результат

Общие положения
Образовательная

программа

дополнительного

обучающихся

СОО

определяющий

содержание дополнительного образования в МАОУ СОШ

-

нормативно-управленческий

образования
документ,

№ 4 с УИОП АГО.
Образовательная

программа

обучающихся СОО с оставлена

на

дополнительного

образования

основе следующих нормативных

документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.

Концепции

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №
7293.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017

г.

организациями,

№

816

«Об

утверждении

осуществляющими

Порядка

образовательную

применения
деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
7. Приказ

Министерства

09.11.2018

г.

№

196

просвещения

«Об

Российской

утверждении

осуществления образовательной

Порядка

деятельности

по

Федерации

от

организации

и

дополнительным

общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». 9.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях,

Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2.

1178-02.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с
изменениями и дополнениями
11. Устав МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО
Данная

образовательная

коллективом школы
выявленных

в

программа
ходе

разработана

совместной

педагогическим

деятельности,

с

учетом

образовательных потребностей и запросов участников

образовательных отношений.
1. Пояснительная записка.
Концепция развития системы дополнительного образования детей в
условиях реализации Федерального государственного образовательного
стандарта включает ряд принципиально новых стратегических целевых
ориентиров.

Важнейшим

условием

эффективности

деятельности

дополнительного образования является способность гибко реагировать на
запросы

личности,

изменение

потребности

экономики

образования

школы

и

нового

общественного устройства.
Система

дополнительного

направлена

на

реализацию государственной политики Российской Федерации в области
дополнительного образования детей, усиление внимания к воспитанию и

творческому развитию подрастающего поколения, охрану прав детей,
реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в
интересах личности, общества, государства.
Дополнительное образование обучающихся СОО

направлено на

формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение
их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их
адаптацию к жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей организуется на принципах
природосообразности,
личности,

свободного

деятельности,

гуманизма,
выбора

демократии,
каждым

дифференциации

творческого

ребёнком

образования

с

вида
учётом

развития
и

объёма
реальных

возможностей каждого обучающегося.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для
совершенствования образования, его гуманизации; позволяет полнее
использовать потенциал образования за счет углубления, расширения и
применения

полученных

знаний;

путем

реализации

досуговых

и

индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому
ребенку

удовлетворить

свои

индивидуальные

познавательные,

эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть в
воспитании многогранной

личности,

в

ее

образовании,

в

ранней

профессиональной ориентации. Занятость обучающихся во внеучебное
время

содействует

укреплению

самодисциплины,

развитию

самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков
содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей
практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять
негативному воздействию окружающей среды.
Дополнительное

образование

направлено

на

формирование

у

обучающихся

надпредметных

компетенций,

навыков

проектно-

исследовательской, творческой деятельности, спортивных достижений,
развития индивидуального стиля познания, деятельности и общения,
умения творчески мыслить, использовать полученные знания на практике,
повышать способность к обучаемости, саморазвитию, самореализации
индивидуальности, профессионального самоопределения.
В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие
системы дополнительного образования в школе, средства и механизмы,
обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом
реализации программы должна стать вариативная система дополнительного
образования, способствующая свободному развитию личности каждого
обучающегося СОО МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО.
2. Цели и задачи программы.
Цель: Создание оптимальных условий для развития, самоопределения и
самореализации

личности

жизнедеятельности,
изменяющемуся

ребенка

способной
миру,

в

успешно

осознанно

различных

сферах

адаптироваться

к

делать свой личностный и

профессиональный выбор.
Задачи:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся СОО;
-

совершенствовать

технологическое

содержание,

сопровождение

организационные формы,

образовательной

деятельности

методы,
с

учетом

возраста обучающихся;
-

удовлетворение

индивидуальных

интеллектуальном,

потребностей

обучающихся

художественно-эстетическом,

СОО

нравственном

в
и

интеллектуальном развитии, а также взанятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско- патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся СОО;
-

содействовать

формированию

опыта

деятельности

и

компетенции

в

выбранном ими виде деятельности (в соответствии с направленностью

дополнительной общеразвивающей программы);
-

социализация и адаптация обучающихся СОО к жизни в обществе;
формирование

общей

культуры

обучающихся;

удовлетворение

иных

образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих
законодательству Российской

Федерации,

осуществляемых

за

пределами

федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований

Достижение этих целей направлено на формирование личности
обучающегося СОО имеющего следующие результаты деятельности:
познавательные:
- имеет теоретические знания по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе;
- умеет демонстрировать результаты своей работы с использованием
компьютерных средств и технологий;
- проявляет

настойчивость,

познавательную

активность,

творческий

подход, стремится к самосовершенствованию.
коммуникативные:
- умеет работать в группе, обладает навыками сотрудничества в различных
областях и социальных группах;
- умеет отстаивать свою точку зрения;
- умеет

взаимодействовать

со

сверстниками

и

взрослыми

в

соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- владеет коммуникативными умениями на уровне их осознанного
применения в процессе общения;
- успешно участвует в различных формах коллективной деятельности;
обладает навыками сотрудничества в различных областях и социальных
группах;
- стремится к объективной самооценке.
регулятивные:
-умеет

ставить

цель,

планировать

свою

работу,

прогнозировать

результат, контролировать и корректировать свои действия;
- владеет навыками работы с различными источниками информации;

- умеет ориентироваться в информационных потоках, выделять в них
главное

и необходимое личностные: осознает возможности своей

творческой самореализации;
- умеет осознавать и нести ответственность за свои поступки;
- ведёт здоровый образ жизни, избегает вредных привычек;
- проявляет инициативность, самостоятельность в воплощении замыслов;
- активный участник мероприятий, конкурсов, выставок.
3.

Концептуальная основа дополнительного образования

Основное назначение
мотиваций

дополнительного

обучающихся

к

образования

познанию

и

–

творчеству,

развитие
реализация

дополнительных общеразвивающих программ в интересах личности.
Дополнительное образование это:
- практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной
деятельности ребенка;
- проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой
сферойразвивающего образования;
- органическое

сочетание видов досуга

с

различными

формами образовательной деятельности,
-

формирует

дополнительные

компетенции

в

опоре

на

общее

образование;
-условие

для

личностного

роста,

формирующее

систему

знаний,

конструирующее более полную картину мира и развивающее собственные
способности и склонности ребенка.
Основные принципы развития системы дополнительного образования
1.Принцип поддержки школьного образования (интеграции общего и
дополнительного образования), реализация программ естественнонаучной,
технической

направленностей,

способствующих

формированию

политехнического образования.
2.

Принцип

комплексного

подхода

к

формированию

дополнительного

образования

вне

зависимости

финансирования

реализации

дополнительной

от

содержания
источника

общеразвивающей

программы и ее вида.
3.

Принцип

обновления

содержания

и

расширения

спектра

дополнительныхобщеразвивающих программ
4.Принцип непрерывности и преемственности
5.Принцип вариативности
6.Принцип гуманизации и индивидуализации
7.Принцип добровольности
8.Принцип системно-деятельностного подхода
9.Принцип творчества
10.Принцип разновозрастного единства
11. Принцип открытости системы.
Дополнительное образование в

МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО

рассматривается как единый целенаправленный процесс, объединяющий
воспитание, обучение и развитие личности и строится на следующих
приоритетных идеях:
- свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности и темпов
продвижения ребёнка по конкретной программе; - ориентация на
личностные интересы, потребности, способности ребёнка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Функции дополнительного образования детей и взрослых
образовательная – обучение по дополнительным образовательным
программам,

получение

новых

знаний,

приобретение

навыков

и

компетенций;
воспитательная - обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной

среды, определение

на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание
детей через их приобщение кобщечеловеческим ценностям;
информационная - передача педагогом ребенку максимального объема
информации, которую обучающийся способен воспринять и усвоить;
коммуникативная - расширение возможностей, круга делового и

дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов
ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
рекреационная - организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
интеграционная - создание единой образовательной среды школьного
образования;
компенсаторная

–

освоение

обучающимся

новых

направлений

деятельности, углубляющих и дополняющих общее образование и
создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания
общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
социализация – освоение обучающимся социального опыта, приобретение
им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Изучение,

анализ

образовательных

запросов

и

потребностей

обучающихся и их родителей (законных представителей) позволяют
совершенствовать, обновлять содержание дополнительного образования,
расширять работу с ними в рамках городских, областных, региональных
программ, проводить мониторинговые исследования, определять диапазон
потребностей в конкретных областях знаний.
4.Содержание программ дополнительного образования
Содержание программ дополнительного образования реализуется в
течение

учебного

года

в

зависимости

от

количества

часов,

предусмотренных учебным планом для каждого объединения. Форма
работы групповая (либо индивидуальная по мере необходимости). Режим

работы согласно расписанию. Планируемые результаты можно увидеть в
процессе работы творческого объединения. Формы подведения итогов
реализации

дополнительной

конкурсах,

выставках,

программы:

фестивалях,

участие

в

обучающихся

соревнованиях,

в

научно-

исследовательских конференциях на различных уровнях
Содержание и материал Программ организованы по принципу
дифференциации и в соответствии

с

тремя

уровнями

сложности

непрерывного дополнительного образования:
1.«Стартовый уровень».
общедоступных
минимальную

и

Предполагает использование и реализацию

универсальных

сложность

форм

предлагаемого

организации

для

освоения

материала,
содержания

Программы.
2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких
форм организации

материала,

специализированных

знаний

которые

допускают

освоение

и языка, гарантированно обеспечивают

трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления Программы.
3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих
узкоспециализированным)
содержательно-тематического

доступ
и

к

сложным

нетривиальным
направления

разделам

программы,

(возможно
в

рамках

углубленное

изучение содержания программы и доступ к около профессиональным
и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического
направления Программы.
Система дополнительного образования на ступени СОО реализуется
по направленности социально-педагогическая;
Социально – педагогическая направленность
Целью

дополнительного

образования

социально-педагогической

направленности является формирование готовности к самореализации
обучающихся в системе социальных отношений на основе формирования

нового уровня

социальной компетентности и развития социальной

одаренности.
Задачи:
-

формировать

социальную

компетентность

как

развитие

основ

социализации (как способность к жизнедеятельности в обществе на основе
присвоенных ценностей, знания норм,
эффективно

взаимодействовать

с

прав

и

обязанностей,

окружающими

умений

и быстро адекватно

адаптироваться в изменяющемся мире);
- развивать социальные способности и социальную одаренность как
готовность к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная
активность, готовность к социальному творчеству);
-

воспитывать

качества

и ценности человека культуры: трудолюбие,

отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость и др.
- создавать

условия

для

личностного

и

профессионального

самоопределения (ориентации детей)
Дополнительная общеразвивающая программка «В мире русского языка и
литературы» разделена на два блока. Первый посвящен русскому языку и
рассчитан на 34 часа в 10 классе. Второй блок посвящен литературе и
рассчитан

на 34 часа в 11 классе. Поскольку программа обобщает,

закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у
выпускников средней школы, он может быть использован в качестве
обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11
классов любого профиля при подготовке к единому государственному
экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание программы опирается на знания,
умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной
школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала, позволяющее формирование практических
навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем даёт
выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского
языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную
устную и письменную речь.
Программа « Деловой английский » разработана с учетом требований

Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего и среднего (полного) общего образования, учитывает региональные,
национальные и этнокультурные потребности. Целью данной программы
является:
- развитие у учащихся практических навыков использования английского языка
для профессионального общения в сфере бизнеса и юриспруденции.
- развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в деловом мире.
- развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в
межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
- создание условий для осознанного выбора учащимися будущей профессии и
возможности реализации собственных жизненных планов;
- формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем.
№

1

Название

Педагог

Срок

возраст

Уровень

Объём

программы

реализации

В мире русского Ерёмина

2 года

16-18

Продвинутый

Деловой

Бородина 2 года

16-18

Продвинутый 34

английский

О.А.

языка

подготовки

и Н.А.

литературы
2.

5. Мониторинг и оценка организации дополнительного образования
Контроль

результативности дополнительного образования,

его интеграции с общим образованием осуществляется путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Основными целями мониторинга являются:
- оценка

эффективности

реализации

образовательной

программы дополнительного образования.
- совершенствование

системы

мониторинга

качества

образования,

педагогического коллектива в

деятельность

по

управлению качеством образования.
Задачи мониторинга:
-

организация

непрерывного

Образовательной

наблюдения

за

программы

дополнительного

выявление

и

ходом

реализации

образования

детей

и

взрослых;
-

своевременное

изменений

предупреждение

в образовательном процессе,

развития

негативных

препятствующих реализации

образовательной программ;
- оценка эффективности и полноты реализации образовательной программы
дополнительного образования.
Показатели

и

дополнительных

критерии

оценки

общеразвивающих

эффективности

программ

отражают

реализации
динамику

достижений обучающихся, активность и результативность их участия в
конкурсных,

концертных

мероприятиях,

соревнованиях,

выставках,

интеллектуальных состязаниях, в образовательных, творческих, социальных
проектах. При оценке качества деятельности педагогических работников
учитывается

востребованность

обучающимися,
результатов

родителями;

деятельности

услуги

дополнительного

представление

объединений

широкой

образования

общественности

дополнительного

образования;

использование в педагогической практике современных образовательных
технологий;

представление

опыта

профессиональной

деятельности

педагогическому сообществу школы, района, города.
Форма

аттестации

по

результатам

освоения

дополнительных

общеразвивающих программ не предусмотрена. После освоения программы
документ об образовании не выдается.
6.Ожидаемые результаты
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной
ориентации. Целью дополнительного образования являются выявление и
развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой,

свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
Дополнительное образование в школе доступно каждому обучающемуся.
Ожидаемыми

результатами

реализации

программы

дополнительного

образования детей на уровне объединения:
- именная сохранность контингента
-устойчивость интереса обучающихся к выбранному виду деятельности
(посещаемость занятий в объединении, переход обучающихся на
следующий год обучения, продолжение обучение по избранному профилю);
- уровень (полнота) реализации дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы;
- оценка достижений обучающихся (наличие продукта деятельности,
участие в разного вида конкурсах и соревнованиях);
7.Система представления результатов обучающихся
Оценка

результативности

реализации

Образовательной

программы

дополнительного образования детей и взрослых осуществляется через:
-

участие

обучающихся

конференциях

в

соревнованиях,

различного

конкурсах,

уровня:

фестивалях,

школьного,

муниципального, регионального и федерального, международного;
- презентации

итогов

деятельности

объединений дополнительного образования социальному окружению,
родительской общественности;
- создание проектов, презентаций, агитационных газет, листовок;
открытые занятия, отчетные концерты, итоговые выставки творческих
работ.
Оценочные

материалы,

формы

аттестации

Документ по окончании обучения не выдается.

не

предусматриваются.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».