Мир химии — Дополнительная общеразвивающая программа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углублённым изучением отдельных предметов
Асбестовского городского округа
Принята
школьным методическим советом
Протокол № 7 от 15.06.2020 года

Утверждено:
Приказ № 322 от 17.07. 2020 г
Директор МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО
_______________Л.А. Иванова

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Мир химии »
Возраст детей:
11-13 лет
Направленность – естественно - научная
Срок реализации:
2 года

Разработчик:
Кузнецова Мария Анатольевна,
учитель химии,
категория: первая

Асбест, 2020

Пояснительная записка
Данная рабочая программа имеет естественнонаучный профиль общеразвивающей
программы.
В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что
такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей,
особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых
огромная роль принадлежит химии. Практически каждый ребенок с интересом
встречает новый предмет – химия, предвкушая знакомство с наукой чудес и
превращений. Благодаря такому отношению познание окружающего мира
становится намного интереснее.
Рабочая программа курса «Мир химии» разработана на основе следующих
нормативных документов:
 Концепции развития дополнительного образования детей
 Основной образовательной программой ОУ.
 Программы развития и формирования универсальных учебных
действий.
Программа внеурочного курса для учащихся 5-6 классов. Учебная группа
формируется из учащихся одного класса, количество человек - 12. Количество
учебных групп – 2. Стоит обратить внимание на такую психологическую
особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети
откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая
переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном
и том же деле. Однако если создаются трудно преодолимые и нестандартные
ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Программа курса рассчитана на 68 часов (1 раз в неделю, 2 года обучения)
При изучении курса «Мир химии» используются следующие формы обучения:
фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и т.п.
Виды занятий включает себя: беседа, лекция, практическое занятие,
лабораторное занятие, открытое итоговое занятие для учащихся начальной школы
«Мир химии». Данное мероприятие является формой подведения итогов
реализации дополнительной программы.
Цели изучения курса «Мир химии»:

формирование естественнонаучного мировоззрения школьников;


ознакомление с объектами материального мира;



расширение кругозора школьников: использование методов познания

природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший
химический эксперимент;


создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление

возможности сделать собственное «открытие».
Задачи курса



познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при

работе с веществами; и использовать на практике химическую посуду и
оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели,
химические стаканы, воронки и др.);


формировать представления о качественной стороне химической

реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ
(агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической
реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа);


выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой

инструкция;


развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать,

доказывать, решать учебную задачу;


формировать умения организовать свой учебный труд, соблюдать

правила работы в классе;


воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей,

целеустремленность и настойчивость в достижении результата.


. сформировать логические связи с другими предметами, входящими в

курс основного образования.
Учебный (тематический) план.
№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

Форма

Всего

Теория Практика контроля
3

1

Введение

3

1.1

Занимательная химия

1

1.2

Оборудование и вещества для 1
опытов

1.3

Правила

безопасности

при 1

проведении опытов
2

2.1

Как устроены вещества?
(Опыты, доказывающие
движение и взаимодействие
частиц)
Наблюдения за каплями воды.
Наблюдения за каплями

2

2

1

1

Анализ работ

3

валерианы.
Растворение перманганата
1
калия и поваренной соли в воде.
Чудеса для разминки
5

3

3.1

Признаки химических реакций

1

1

3.2

Природные индикаторы.

1

1

3.3

Крахмал. Определение
крахмала в продуктах питания

1

Знакомство с углекислым
газом.
Проектная работа «Природные
индикаторы»

1

4

Разноцветные чудеса

9

3,5

5,5

4.1

1

0,5

0,5

Анализ работ

1

1

4.3

Химическая радуга
(Определение реакции среды).
Знакомый запах нашатырного
спирта.
Получение меди

1

1

Анализ работ

4.4

Обесцвеченные чернила

1

1

Анализ работ

4.5

Получение красителей

1

1

4.6

Получение хлорофилла

1

1

4.7

Химические картинки

1

2.2

3.4
3.5

4.2

1

Анализ работ

2

1

Взаимоанализ
работ

1

1

1

Презентация
работ

Анализ работ
Презентация

1

работ
4.8

Секрет тайнописи

1

4.9

Окрашивание пламени

1

5

Полезные чудеса

8

5

5.1

Друзья Мойдодыра. Почему
мыло моет?
Получение мыла

1

1

5.2

1
1

1

Анализ работ

3

1

Презентация
работ

1

1

5.4

Определение жесткости воды.
Как удалить накипь?
Домашняя химчистка

1

1

5.5

Как удалить пятна

1

5.6

Чистим посуду

1

1

5.7

Кукурузная палочка –
адсорбент
Удаляем ржавчину

1

1

5.3

5.8

1

1

Анализ работ

1

Анализ работ

6

Поучительные чудеса

2

1

6.1

Кристаллы

1

1

6.2

Опыты с желатином

1

7

Летние чудеса

5

3

7.1

Акварельные краски

1

1

7.2

Окрашиваем нити

2

1

7.3

Катализаторы и природные
ингибиторы
Игра – квест «Путешествие в
страну Химию»

1

1

7.4

1

1

1

Анализ работ

2

1

Анализ работ

1

Подведение
промежуточных
итогов курса

Итого – 34 часа
8

Сладкие чудеса на кухне

6

3

8.1

Сахара

1

1

8.2

Получение искусственного
меда
Домашние леденцы

1

8.3

1

3

1

Анализ работ
Презентация

1

работ
Определение глюкозы в овощах
и фруктах
Почему неспелые яблоки
кислые?
Получение крахмала и опыты с
ним. Съедобный клей
Чудеса Интернета

1

2

2

9.1

Сбор материала для проектной
работы

1

1

9.2

Сбор материала для проектной
работы

1

1

10

Исследовательские чудеса.

17

10

7

10.1

Практикум - исследование
«Чипсы». Защита проекта
«Пагубное влияние чипсов на
здоровье человека
Практикум - исследование
«Мороженое». Защита проекта
«О пользе и вреде
мороженого».
Практикум - исследование
«Шоколад». Защита проекта «О

2

1

1

8.4
8.5
8.6
9

10.2

10.3

1

1

Анализ работ

1

Анализ работ

1

1

Презентация
работ

2

1

1

Презентация
работ

2

1

1

Презентация

пользе и вреде шоколада».
10.4

10.5

10.6

10.7

10.8

10.9

работ

Практикум - исследование
«Жевательная резинка». Защита
проектов «История
жевательной резинки»,
«Жевательная резинка: беда
или тренинг для зубов?».
Модуль «Химия напитков».
Тайны воды. (презентация).
Практикум - исследование
«Газированные напитки».
Защита проекта «Влияние
газированных напитков на
здоровье человека».

3

Практикум исследование
«Чай». Защита проекта
«Полезные свойства чая».
Практикум исследование
«Молоко».
Модуль «Моющие средства для
посуды».Практикум
исследование «Моющие
средства для посуды».

2

Занятие

-

игра

1

2

Презентация
работ

3

2

1

Презентация
работ

1

1

Презентация
работ

1

1

1

1

«Мыльные 1

1

4

2

пузыри»
11

Экологические чудеса

11.1

Изучаем пыль

11.2

Определение

1
нитратов

в 1

2

1

Анализ работ

1

Анализ работ

1

овощах.
11.3

Фильтруем загрязненную воду.

1

11.4

Кислотные дожди

1

1

5

1

1

1

12

4

Интеллектуальные чудеса
12.1

Химические ребусы, шарады

Презентация
работ

12.2

Занимательные опыты и их 2
объяснение

2

Анализ работ

12.3

Открытое итоговое занятие для 2

2

учащихся 1-4 классов «Чудеса
химии»
Итого 34 часа

Содержание учебного плана
Первый год обучения – 34 часа
1.Введение. (3 часа)
1.1.Занимательная химия.
Теория:
Введение в предмет. Методы познания химии.
1.2. Оборудование и вещества для опытов.
Теория: Виды посуды (стеклянная посуда; фарфоровая посуда; мерная посуда;
пластмассовая посуда; металлическое оборудование и оборудование для
нагревания веществ)
1.3. Правила безопасности при проведении опытов
Теория:
Правила безопасной работы с веществами и нагревательными приборами
2. Как устроены вещества? (Опыты, доказывающие движение и
взаимодействие частиц) (2 часа)
2.1 Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы
Практика: Проведение наблюдения. Нахождение отличий капель воды от капель
валерианы
2.2 Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде.
Практика: Наблюдение за растворением вещества в разных средах.
3. «Чудеса для разминки» (5 часов)
3.1 Признаки химических реакций.
Теория: Определение химической реакции, виды химических реакций. Признаки
протекания химических реакций
3.2 Природные индикаторы.
Теория: Определение индикаторов. Классификация индикаторов. Применение
3.3 Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания.
Практика: Определение содержания крахмала в разных продуктах – рис, кукуруза и
картофель.
3.4 Знакомство с углекислым газом.
Теория: Нахождение в природе. Способы получения. применение.
3.5 Проектная работа «Природные индикаторы»
Практика:
Работа
с
литературой,
найти
в
окружающей
среде
природные/необычные индикаторы. Полученную информацию систематизировать.
4. «Разноцветные чудеса» (9 часов)
4.1 Химическая радуга (Определение реакции среды)
Теория: Что такое химическая радуга и ее применении.
Практика: приготовление 7 растворов (Химическая радуга)
4.2 Знакомый запах нашатырного спирта.
Теория: Нашатырный спирт, применение, физические свойства.
4.3 Получение меди.

Теория: Получение меди разными способами.
4.4 Обесцвеченные чернила
Практика: Получение обесцвеченных чернил.
4.5 Получение красителей. Практика: Получение красителей из овощей и фруктов
4.6 Получение хлорофилла. Практика: Получения хлорофилла из растений.
4.7 Химические картинки. Теория: История создания
4.8 Секрет тайнописи. Теория: Виды тайнописи, применение.
4.9 Окрашивание пламени. Практика: окрашивание пламени разными веществами.
5. Полезные чудеса (8 часов)
5.1 Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?
Теория: Что такое мыло и способы получения.
5.2 Получение мыла. Практика: Приготовление мыла.
5.3 Определение жесткости воды. Как удалить накипь?
Теория: Виды жесткости воды, способы устранения.
5.4 Домашняя химчистка.
Теория: Как в домашних условиях можно справится с пятнами. Виды пятен.
5.5 Как удалить пятна?
Практика: Удаление пятен с разных поверхностей
5.6 Чистим посуду.
Практика: Как без чистящих средств отмыть посуду
5.7 Кукурузная палочка – адсорбент.
Теория: Что такое адсорбент, его свойства и применение.
5.8 Удаляем ржавчину.
Практика: Влияние на ржавчину разными кислотами с разной концентрацией.
6. Поучительные чудеса (2 часа)
6.1 Кристаллы.
Теория: Что такое Кристаллы. Виды кристаллических веществ.
6.2 Опыты с желатином.
Практика: Изучение свойств желатина.
7. Летние чудеса (5 часов)
7.1 Акварельные краски.
Теория: Из чего получают акварельные краски.
7.2 Окрашиваем нити.
Теория: Способы окрашивания нетей. Классификация красок для окрашивания.
Практика: Приготовление красок. Окрашивание нитей.
7.3 Катализаторы и природные ингибиторы.
Теория: Определение катализаторов и ингибиторов. Виды и применения.
7.4 Игра – квест «Путешествие в страну Химию»
Второй год обучения – 34 часа
8. Сладкие чудеса на кухне (6 часов)
8.1 Сахара.
Теория: Углеводы, их происхождение
8.2 Получение искусственного меда.
Практика: Приготовление меда «на кухне»
8.3 Домашние леденцы.
Теория: История возникновения. Состав. Способы приготовления.
8.4 Определение глюкозы в овощах и фруктах.

Практика: Как определить наличие глюкозы в овощах и фруктах.
8.5 Почему неспелые яблоки кислые?
Теория: Жизненные периоды яблони. Фотосинтез. Образование плодов
8.6 Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей.
Практика: Приготовление клея из продуктов.
9. Чудеса Интернета (2 часа)
Сбор материала для проектной работы.
Теория: Безопасное использование сети Интернет в поиске необходимой
информации.
10. Исследовательские чудеса (18 часов)
10.1 Практикум - исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние
чипсов на здоровье человека».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования.
Практика: Самостоятельное исследование на тему «Пагубное влияние чипсов на
здоровье человека».
10.2 Практикум - исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде
мороженого».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельное исследование на тему «О пользе и вреде мороженого».
10.3 Практикум - исследование «Шоколад». Защита проекта «О пользе и вреде
шоколада».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельное исследование на тему «О пользе и вреде шоколада».
10.4 Практикум - исследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История
жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельные исследования на тему «История жевательной
резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».
10.5 Модуль «Химия напитков». Тайны воды. (презентация). Практикум исследование «Газированные напитки» Защита проекта «Влияние газированных
напитков на здоровье человека».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельные исследования на тему «Влияние газированных
напитков на здоровье человека».
10.6 Практикум исследование «Чай». Защита проекта «Полезные свойства
чая».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельные исследования на тему «Полезные свойства чая»
10.7 Практикум исследование «Молоко».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования

10.8 Модуль «Моющие средства для посуды». Практикум исследование «Моющие
средства для посуды».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
10.9 Занятие - игра «Мыльные пузыри»
11. Экологические чудеса (4 часа)
11.1 Изучаем пыль.
Практика: Исследование пыли под микроскопом. Свойства пыли
11. 2 Определение нитратов в овощах.
Теория: Определение нитратов. Польза или вред?
11.3 Фильтруем загрязненную воду.
Практика: Очистка воды от неоднородных примесей.
11.4 Кислотные дожди
Теория: Определение и механизмы образования. Польза или вред?
12. Интеллектуальные чудеса (5 часа)
12.1 Химические ребусы, шарады.
Теория: Ребусы и шарады. Правила составления.
12.2 Занимательные опыты и их объяснение.
Практика: Проведение и подготовка опытов для внеклассного мероприятия
«Чудеса Химии»
12.3 Открытое итоговое занятие для учащихся 1-4 классов «Чудеса химии»
Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет
использоваться национальный компонент (например, проектная работа
«Природные индикаторы» (получение индикаторов из растений, произрастающих
на территории Свердловской области); определение жесткости воды в г.
Асбесте; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению
ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров и чистотела); опыт по
приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);
опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела); опыт по
приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей
манжетки); опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости; опыт
по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);
В разделе «Исследовательские чудеса» объектом исследования является продукция
предприятий Свердловской области: чипсы, газированные напитки, молоко,
мороженое, моющие средства.
Планируемый результат
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Мир химии»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных
результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные
потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные
результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания
и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и
формируются при их изучении.
Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;


формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики;


развитие осознанного и ответственного отношения к собственным

поступкам;


формирование

образовательной,

коммуникативной

учебно-исследовательской,

компетентности
творческой

и

в

процессе

других

видов

деятельности.
Обучающиеся получат возможность сформировать:

внутреннюю позицию школьника на

уровне

положительного

отношения к школе,


понимание необходимости учения, выраженного в преобладании

учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки
знаний
Метапредметные результаты
Ученик научится:
1. Познавательные УУД.

анализировать

объекты

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;


сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три

существенных признака;


проводить классификацию по заданным критериям;



строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

свойствах, связях;


устанавливать последовательность событий;



определять последовательность выполнения действий, составлять

простейшую инструкцию из двух-трех шагов;


понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет

общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
2. Регулятивные УУД.



принимать и сохранять учебные цели и задачи;



осуществлять контроль при наличии эталона;



планировать

и

выполнять

свои

действия

в

соответствии

с

поставленной задачей и условиями ее реализации;


оценивать

правильность

выполнения

действия

на

уровне

ретроспективной оценки.
3. Коммуникативные УУД.


строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего

выбора;


формулировать вопросы.

Ученик получит возможность научится:
1. Познавательные УУД.

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и
критерии;


осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии;



строить

логические

рассуждения,

включающие

установление

причинно-следственных связей;


устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие

элементы;


определять последовательность выполнения действий, составлять

инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;


понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет

общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и
самостоятельно представлять информацию в неявном виде.
2. Регулятивные УУД.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;


осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;



планировать

и

выполнять

свои

действия

в

соответствии

с

поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале;


самостоятельно

адекватно

оценивать

правильность

выполнения

действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
3. Коммуникативные УУД



строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего

выбора и отвечать на поставленные вопросы;


формулировать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнером
Предметные результаты
Предметными результатами освоения программы «Мир химии» являются
следующие знания и умения:
- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления»,
«индикаторы»
- знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
- умение определять признаки химических реакций;
- умения и навыки при проведении химического эксперимента;
- умение проводить наблюдение за химическим явлением.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и
видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме.
Материально – техническое обеспечение.
Технические средства обучения:
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
 персональный компьютер;
 мультимедийный проектор;
 колонки.
Наглядные пособия по курсу:
 видеоуроки по темам курса;
 ЭОРы по темам курса;
 инструкционные карты для выполнения всех практических заданий
курса;
 раздаточный материал для освоения разделов курса;
 химическое оборудование для проведения опытов;
 химические реактивы.
Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с
горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Форма контроля.

В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня
развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) –
беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение.
В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет
определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к
восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение,
опрос, беседа, анализ практических творческих работ.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия.
Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование.
Список литературы.
Для учителя:
1.Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные
опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников,
изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.
2.Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с
3.Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская
литература», 2001.- 175с
4. Сергеев Ю.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – АРКТИ,
2020 – 80с.
5. Смирнова Н.Ю. Исследовательские и проектные работы по химии. 5-9
класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение 2020 -36с.
6. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург,
"МиМ-экспресс",1995 год.- 201с
7.Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учебных
заведений.
7
класс
Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.
8. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm
9. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/
Для учащихся:
1.Ола Ф, Дюпре Ж.-П., Жибер А.-М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети!
Занимательные опыты и эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с
2.Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.:
Центрполиграф, 2011.- 221с.
3.Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учебных
заведений.
7
класс
Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».