Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углублённым изучением отдельных предметов
Асбестовского городского округа
Принята
школьным методическим советом
Протокол № 7 от 15.06.2020 года
Утверждено:
Приказ № 322 от 17.07. 2020 г
Директор МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО
_______________Л.А. Иванова
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Мир химии »
Возраст детей:
11-13 лет
Направленность – естественно - научная
Срок реализации:
2 года
Разработчик:
Кузнецова Мария Анатольевна,
учитель химии,
категория: первая
Асбест, 2020
Пояснительная записка
Данная рабочая программа имеет естественнонаучный профиль общеразвивающей
программы.
В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что
такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей,
особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых
огромная роль принадлежит химии. Практически каждый ребенок с интересом
встречает новый предмет – химия, предвкушая знакомство с наукой чудес и
превращений. Благодаря такому отношению познание окружающего мира
становится намного интереснее.
Рабочая программа курса «Мир химии» разработана на основе следующих
нормативных документов:
Концепции развития дополнительного образования детей
Основной образовательной программой ОУ.
Программы развития и формирования универсальных учебных
действий.
Программа внеурочного курса для учащихся 5-6 классов. Учебная группа
формируется из учащихся одного класса, количество человек - 12. Количество
учебных групп – 2. Стоит обратить внимание на такую психологическую
особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети
откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая
переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном
и том же деле. Однако если создаются трудно преодолимые и нестандартные
ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Программа курса рассчитана на 68 часов (1 раз в неделю, 2 года обучения)
При изучении курса «Мир химии» используются следующие формы обучения:
фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и т.п.
Виды занятий включает себя: беседа, лекция, практическое занятие,
лабораторное занятие, открытое итоговое занятие для учащихся начальной школы
«Мир химии». Данное мероприятие является формой подведения итогов
реализации дополнительной программы.
Цели изучения курса «Мир химии»:
формирование естественнонаучного мировоззрения школьников;
ознакомление с объектами материального мира;
расширение кругозора школьников: использование методов познания
природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший
химический эксперимент;
создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие».
Задачи курса
познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при
работе с веществами; и использовать на практике химическую посуду и
оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели,
химические стаканы, воронки и др.);
формировать представления о качественной стороне химической
реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ
(агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической
реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа);
выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой
инструкция;
развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать,
доказывать, решать учебную задачу;
формировать умения организовать свой учебный труд, соблюдать
правила работы в классе;
воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
. сформировать логические связи с другими предметами, входящими в
курс основного образования.
Учебный (тематический) план.
№ п/п
Название раздела/темы
Количество часов
Форма
Всего
Теория Практика контроля
3
1
Введение
3
1.1
Занимательная химия
1
1.2
Оборудование и вещества для 1
опытов
1.3
Правила
безопасности
при 1
проведении опытов
2
2.1
Как устроены вещества?
(Опыты, доказывающие
движение и взаимодействие
частиц)
Наблюдения за каплями воды.
Наблюдения за каплями
2
2
1
1
Анализ работ
3
валерианы.
Растворение перманганата
1
калия и поваренной соли в воде.
Чудеса для разминки
5
3
3.1
Признаки химических реакций
1
1
3.2
Природные индикаторы.
1
1
3.3
Крахмал. Определение
крахмала в продуктах питания
1
Знакомство с углекислым
газом.
Проектная работа «Природные
индикаторы»
1
4
Разноцветные чудеса
9
3,5
5,5
4.1
1
0,5
0,5
Анализ работ
1
1
4.3
Химическая радуга
(Определение реакции среды).
Знакомый запах нашатырного
спирта.
Получение меди
1
1
Анализ работ
4.4
Обесцвеченные чернила
1
1
Анализ работ
4.5
Получение красителей
1
1
4.6
Получение хлорофилла
1
1
4.7
Химические картинки
1
2.2
3.4
3.5
4.2
1
Анализ работ
2
1
Взаимоанализ
работ
1
1
1
Презентация
работ
Анализ работ
Презентация
1
работ
4.8
Секрет тайнописи
1
4.9
Окрашивание пламени
1
5
Полезные чудеса
8
5
5.1
Друзья Мойдодыра. Почему
мыло моет?
Получение мыла
1
1
5.2
1
1
1
Анализ работ
3
1
Презентация
работ
1
1
5.4
Определение жесткости воды.
Как удалить накипь?
Домашняя химчистка
1
1
5.5
Как удалить пятна
1
5.6
Чистим посуду
1
1
5.7
Кукурузная палочка –
адсорбент
Удаляем ржавчину
1
1
5.3
5.8
1
1
Анализ работ
1
Анализ работ
6
Поучительные чудеса
2
1
6.1
Кристаллы
1
1
6.2
Опыты с желатином
1
7
Летние чудеса
5
3
7.1
Акварельные краски
1
1
7.2
Окрашиваем нити
2
1
7.3
Катализаторы и природные
ингибиторы
Игра – квест «Путешествие в
страну Химию»
1
1
7.4
1
1
1
Анализ работ
2
1
Анализ работ
1
Подведение
промежуточных
итогов курса
Итого – 34 часа
8
Сладкие чудеса на кухне
6
3
8.1
Сахара
1
1
8.2
Получение искусственного
меда
Домашние леденцы
1
8.3
1
3
1
Анализ работ
Презентация
1
работ
Определение глюкозы в овощах
и фруктах
Почему неспелые яблоки
кислые?
Получение крахмала и опыты с
ним. Съедобный клей
Чудеса Интернета
1
2
2
9.1
Сбор материала для проектной
работы
1
1
9.2
Сбор материала для проектной
работы
1
1
10
Исследовательские чудеса.
17
10
7
10.1
Практикум - исследование
«Чипсы». Защита проекта
«Пагубное влияние чипсов на
здоровье человека
Практикум - исследование
«Мороженое». Защита проекта
«О пользе и вреде
мороженого».
Практикум - исследование
«Шоколад». Защита проекта «О
2
1
1
8.4
8.5
8.6
9
10.2
10.3
1
1
Анализ работ
1
Анализ работ
1
1
Презентация
работ
2
1
1
Презентация
работ
2
1
1
Презентация
пользе и вреде шоколада».
10.4
10.5
10.6
10.7
10.8
10.9
работ
Практикум - исследование
«Жевательная резинка». Защита
проектов «История
жевательной резинки»,
«Жевательная резинка: беда
или тренинг для зубов?».
Модуль «Химия напитков».
Тайны воды. (презентация).
Практикум - исследование
«Газированные напитки».
Защита проекта «Влияние
газированных напитков на
здоровье человека».
3
Практикум исследование
«Чай». Защита проекта
«Полезные свойства чая».
Практикум исследование
«Молоко».
Модуль «Моющие средства для
посуды».Практикум
исследование «Моющие
средства для посуды».
2
Занятие
-
игра
1
2
Презентация
работ
3
2
1
Презентация
работ
1
1
Презентация
работ
1
1
1
1
«Мыльные 1
1
4
2
пузыри»
11
Экологические чудеса
11.1
Изучаем пыль
11.2
Определение
1
нитратов
в 1
2
1
Анализ работ
1
Анализ работ
1
овощах.
11.3
Фильтруем загрязненную воду.
1
11.4
Кислотные дожди
1
1
5
1
1
1
12
4
Интеллектуальные чудеса
12.1
Химические ребусы, шарады
Презентация
работ
12.2
Занимательные опыты и их 2
объяснение
2
Анализ работ
12.3
Открытое итоговое занятие для 2
2
учащихся 1-4 классов «Чудеса
химии»
Итого 34 часа
Содержание учебного плана
Первый год обучения – 34 часа
1.Введение. (3 часа)
1.1.Занимательная химия.
Теория:
Введение в предмет. Методы познания химии.
1.2. Оборудование и вещества для опытов.
Теория: Виды посуды (стеклянная посуда; фарфоровая посуда; мерная посуда;
пластмассовая посуда; металлическое оборудование и оборудование для
нагревания веществ)
1.3. Правила безопасности при проведении опытов
Теория:
Правила безопасной работы с веществами и нагревательными приборами
2. Как устроены вещества? (Опыты, доказывающие движение и
взаимодействие частиц) (2 часа)
2.1 Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы
Практика: Проведение наблюдения. Нахождение отличий капель воды от капель
валерианы
2.2 Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде.
Практика: Наблюдение за растворением вещества в разных средах.
3. «Чудеса для разминки» (5 часов)
3.1 Признаки химических реакций.
Теория: Определение химической реакции, виды химических реакций. Признаки
протекания химических реакций
3.2 Природные индикаторы.
Теория: Определение индикаторов. Классификация индикаторов. Применение
3.3 Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания.
Практика: Определение содержания крахмала в разных продуктах – рис, кукуруза и
картофель.
3.4 Знакомство с углекислым газом.
Теория: Нахождение в природе. Способы получения. применение.
3.5 Проектная работа «Природные индикаторы»
Практика:
Работа
с
литературой,
найти
в
окружающей
среде
природные/необычные индикаторы. Полученную информацию систематизировать.
4. «Разноцветные чудеса» (9 часов)
4.1 Химическая радуга (Определение реакции среды)
Теория: Что такое химическая радуга и ее применении.
Практика: приготовление 7 растворов (Химическая радуга)
4.2 Знакомый запах нашатырного спирта.
Теория: Нашатырный спирт, применение, физические свойства.
4.3 Получение меди.
Теория: Получение меди разными способами.
4.4 Обесцвеченные чернила
Практика: Получение обесцвеченных чернил.
4.5 Получение красителей. Практика: Получение красителей из овощей и фруктов
4.6 Получение хлорофилла. Практика: Получения хлорофилла из растений.
4.7 Химические картинки. Теория: История создания
4.8 Секрет тайнописи. Теория: Виды тайнописи, применение.
4.9 Окрашивание пламени. Практика: окрашивание пламени разными веществами.
5. Полезные чудеса (8 часов)
5.1 Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?
Теория: Что такое мыло и способы получения.
5.2 Получение мыла. Практика: Приготовление мыла.
5.3 Определение жесткости воды. Как удалить накипь?
Теория: Виды жесткости воды, способы устранения.
5.4 Домашняя химчистка.
Теория: Как в домашних условиях можно справится с пятнами. Виды пятен.
5.5 Как удалить пятна?
Практика: Удаление пятен с разных поверхностей
5.6 Чистим посуду.
Практика: Как без чистящих средств отмыть посуду
5.7 Кукурузная палочка – адсорбент.
Теория: Что такое адсорбент, его свойства и применение.
5.8 Удаляем ржавчину.
Практика: Влияние на ржавчину разными кислотами с разной концентрацией.
6. Поучительные чудеса (2 часа)
6.1 Кристаллы.
Теория: Что такое Кристаллы. Виды кристаллических веществ.
6.2 Опыты с желатином.
Практика: Изучение свойств желатина.
7. Летние чудеса (5 часов)
7.1 Акварельные краски.
Теория: Из чего получают акварельные краски.
7.2 Окрашиваем нити.
Теория: Способы окрашивания нетей. Классификация красок для окрашивания.
Практика: Приготовление красок. Окрашивание нитей.
7.3 Катализаторы и природные ингибиторы.
Теория: Определение катализаторов и ингибиторов. Виды и применения.
7.4 Игра – квест «Путешествие в страну Химию»
Второй год обучения – 34 часа
8. Сладкие чудеса на кухне (6 часов)
8.1 Сахара.
Теория: Углеводы, их происхождение
8.2 Получение искусственного меда.
Практика: Приготовление меда «на кухне»
8.3 Домашние леденцы.
Теория: История возникновения. Состав. Способы приготовления.
8.4 Определение глюкозы в овощах и фруктах.
Практика: Как определить наличие глюкозы в овощах и фруктах.
8.5 Почему неспелые яблоки кислые?
Теория: Жизненные периоды яблони. Фотосинтез. Образование плодов
8.6 Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей.
Практика: Приготовление клея из продуктов.
9. Чудеса Интернета (2 часа)
Сбор материала для проектной работы.
Теория: Безопасное использование сети Интернет в поиске необходимой
информации.
10. Исследовательские чудеса (18 часов)
10.1 Практикум - исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние
чипсов на здоровье человека».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования.
Практика: Самостоятельное исследование на тему «Пагубное влияние чипсов на
здоровье человека».
10.2 Практикум - исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде
мороженого».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельное исследование на тему «О пользе и вреде мороженого».
10.3 Практикум - исследование «Шоколад». Защита проекта «О пользе и вреде
шоколада».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельное исследование на тему «О пользе и вреде шоколада».
10.4 Практикум - исследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История
жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельные исследования на тему «История жевательной
резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?».
10.5 Модуль «Химия напитков». Тайны воды. (презентация). Практикум исследование «Газированные напитки» Защита проекта «Влияние газированных
напитков на здоровье человека».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельные исследования на тему «Влияние газированных
напитков на здоровье человека».
10.6 Практикум исследование «Чай». Защита проекта «Полезные свойства
чая».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
Практика: Самостоятельные исследования на тему «Полезные свойства чая»
10.7 Практикум исследование «Молоко».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
10.8 Модуль «Моющие средства для посуды». Практикум исследование «Моющие
средства для посуды».
Теория: Определение целей, задач, гипотезы и планируемых результатов
исследования
10.9 Занятие - игра «Мыльные пузыри»
11. Экологические чудеса (4 часа)
11.1 Изучаем пыль.
Практика: Исследование пыли под микроскопом. Свойства пыли
11. 2 Определение нитратов в овощах.
Теория: Определение нитратов. Польза или вред?
11.3 Фильтруем загрязненную воду.
Практика: Очистка воды от неоднородных примесей.
11.4 Кислотные дожди
Теория: Определение и механизмы образования. Польза или вред?
12. Интеллектуальные чудеса (5 часа)
12.1 Химические ребусы, шарады.
Теория: Ребусы и шарады. Правила составления.
12.2 Занимательные опыты и их объяснение.
Практика: Проведение и подготовка опытов для внеклассного мероприятия
«Чудеса Химии»
12.3 Открытое итоговое занятие для учащихся 1-4 классов «Чудеса химии»
Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет
использоваться национальный компонент (например, проектная работа
«Природные индикаторы» (получение индикаторов из растений, произрастающих
на территории Свердловской области); определение жесткости воды в г.
Асбесте; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению
ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров и чистотела); опыт по
приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);
опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела); опыт по
приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей
манжетки); опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости; опыт
по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);
В разделе «Исследовательские чудеса» объектом исследования является продукция
предприятий Свердловской области: чипсы, газированные напитки, молоко,
мороженое, моющие средства.
Планируемый результат
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Мир химии»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных
результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные
потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные
результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания
и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и
формируются при их изучении.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
формирование
образовательной,
коммуникативной
учебно-исследовательской,
компетентности
творческой
и
в
процессе
других
видов
деятельности.
Обучающиеся получат возможность сформировать:
внутреннюю позицию школьника на
уровне
положительного
отношения к школе,
понимание необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки
знаний
Метапредметные результаты
Ученик научится:
1. Познавательные УУД.
анализировать
объекты
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три
существенных признака;
проводить классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
свойствах, связях;
устанавливать последовательность событий;
определять последовательность выполнения действий, составлять
простейшую инструкцию из двух-трех шагов;
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет
общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
2. Регулятивные УУД.
принимать и сохранять учебные цели и задачи;
осуществлять контроль при наличии эталона;
планировать
и
выполнять
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
ретроспективной оценки.
3. Коммуникативные УУД.
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего
выбора;
формулировать вопросы.
Ученик получит возможность научится:
1. Познавательные УУД.
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и
критерии;
осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии;
строить
логические
рассуждения,
включающие
установление
причинно-следственных связей;
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие
элементы;
определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет
общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и
самостоятельно представлять информацию в неявном виде.
2. Регулятивные УУД.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;
планировать
и
выполнять
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале;
самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
3. Коммуникативные УУД
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего
выбора и отвечать на поставленные вопросы;
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером
Предметные результаты
Предметными результатами освоения программы «Мир химии» являются
следующие знания и умения:
- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления»,
«индикаторы»
- знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
- умение определять признаки химических реакций;
- умения и навыки при проведении химического эксперимента;
- умение проводить наблюдение за химическим явлением.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и
видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме.
Материально – техническое обеспечение.
Технические средства обучения:
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
колонки.
Наглядные пособия по курсу:
видеоуроки по темам курса;
ЭОРы по темам курса;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий
курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса;
химическое оборудование для проведения опытов;
химические реактивы.
Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с
горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Форма контроля.
В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня
развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) –
беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение.
В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет
определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к
восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение,
опрос, беседа, анализ практических творческих работ.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия.
Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование.
Список литературы.
Для учителя:
1.Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные
опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников,
изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.
2.Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с
3.Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская
литература», 2001.- 175с
4. Сергеев Ю.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – АРКТИ,
2020 – 80с.
5. Смирнова Н.Ю. Исследовательские и проектные работы по химии. 5-9
класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение 2020 -36с.
6. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург,
"МиМ-экспресс",1995 год.- 201с
7.Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учебных
заведений.
7
класс
Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.
8. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm
9. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/
Для учащихся:
1.Ола Ф, Дюпре Ж.-П., Жибер А.-М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети!
Занимательные опыты и эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с
2.Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.:
Центрполиграф, 2011.- 221с.
3.Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие
для
учащихся
общеобразовательных
учебных
заведений.
7
класс
Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)