Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 4 с углубленным изучением отдельных
предметов
Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная химия»
для 8 классов (14-15 лет)
Срок реализации – 1 года
Кузнецовой Марии Анатольевны учителя химии
Асбест, 2021
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа имеет естественнонаучный профиль общеразвивающей
программы.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и
практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет
расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению
методиками исследования. Практическая направленность изучаемого материала делает
данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня
включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Рабочая программа курса «Занимательная химия» разработана на основе
следующих нормативных документов:
Концепции развития дополнительного образования детей
Основной образовательной программой ОУ.
Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на учащихся 8х классов. Количество человек в учебной
группе 12. Возраст детей 14 -15 лет. В школьном обучении учебные предметы начинают
уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков
начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их
возникновения. В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим
интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной
деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с
доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами
могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример,
высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления
развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на
веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя,
он ждет доказательности, убедительности.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 2021-2022 учебного года)
При изучении курса «Занимательная химия» используются следующие формы
обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и т.п.
Виды занятий включает себя: беседа, лекция, практическое занятие, лабораторное
занятие.
Целью программы является: формирование у учащихся глубокого и устойчивого
интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых
практических умений и навыков.
Задачи химического кружка:
развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
развить учебно-коммуникативные умения;
формирование умения наблюдать и объяснять химические явления,
происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
формировать умение работать с веществами, выполнять несложные
химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
формировать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила
работы в классе;
воспитывать элементы экологической культуры.
Учебный тематический план
№
Название раздела/темы
Количество часов
п/п
1
Всего
Обзор важнейших классов соединений, 4
Форма
Теория Практика контроля
3
1
используемых человеком
1.1
Химия-творение природы и рук человека
1
1
1.2
Химические
1
1
вещества
в
повседневной
жизни человека
1.3
Практическая работа № 1: получение 1
1
каучука из листьев фикуса
Анализ
работы
1.4
Экскурсия-лекция в городской музей.
1
1
2
Вода
3
2
2.1
Круговорот воды.
1
1
2.2
Пресная вода и ее запасы. Экологические 1
1
1
проблемы чистой воды.
2.3
Практическая работа № 2: Анализ воды из 1
1
природных источников
3
Смеси в жизни человека
3.1
Разновидности
использования
человека.
смесей,
в
2
области
повседневной
их 1
жизни
1
1
1
Анализ работы
3.2
.Практическая работа № 3: Самодельные 1
1
духи
Презентация
продукта
4
Химия пищи
11
4
4.1
Из чего состоит пища.
1
1
4.2
Химия
1
1
1
1
и 1
1
продуктов
растительного
и
7
животного происхождения
4.3
Физиология пищеварения
4.4
Продукты
быстрого
приготовления
особенности их производства
4.5
Практическая работа № 5: Определение 1
1
Анализ работы
1
Анализ работы
1
Анализ работы
Анализ 1
1
Анализ работы
Практическая работа № 9: Определение 1
1
Анализ работы
1
Анализ работы
1
Анализ работы
качества меда.
4.6
Практическая работа № 6: Определение 1
витаминов А, С, Е в растительном масле.
4.7
Практическая работа № 7: Определение 1
нитратов в продуктах.
4.8
Практическая
работа
№
8:
прохладительных напитков.
4.9
содержания жиров в семенах растений
4.10
Практическая работа № 10: Качественные 1
реакции на присутствие углеводов.
4.11
Практическая работа № 11: Химические 1
опыты с жевательной резинкой.
5
Спички
3
5.1
Пирофоры
1
1
5.2
Красный и белый фосфор. Окислительно- 1
1
восстановительные
процессы,
протекающие при зажигании спички
2
1
5.3
Практическая работа № 12: Изучение 1
1
Анализ работы
свойств различных видов спичек .
6
Бумага
3
2
6.1
От пергамента и шелковых книг до наших 1
1
1
дней.
6.2
Целлюлоза.
6.3
Практическая работа № 13: Изучение 1
1
1
1
Анализ работы
свойств различных видов бумаги.
7
Химия стирает, чистит и убирает
7.1
Синтетические
моющие
средства
5
1
и 1
1
4
поверхностно-активные вещества.
7.2
Практическая работа № 17: Определение 1
1
Анализ работы
1
Анализ работы
1
Анализ работы
1
Анализ работы
среды в мылах и шампунях.
7.3
Практическая работа № 18: Приготовление 1
мыла из свечки и стиральной соды
7.4
Практическая работа № 19: Выведение 1
пятен с ткани.
7.5
Практическая работа № 20: Определение 1
витаминов в препаратах поливитаминов.
8
Химия – помощница садовода
3
2
8.1
Почва.
1
1
8.2
Известь.
Торф. 1
1
Кислота.
Органические
удобрения.
Зола.
1
Минеральные
удобрения
8.3
Практическая работа № 21: Изучение 1
состава различных почв
Итого 34 часа
1
Анализ работы
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).
1.1 Химия-творение природы и рук человека.
Теория: Введение в науку. Методы познания.
1.2 Химические вещества в повседневной жизни человека.
Теория: Виды веществ.
1.3 Практическая работа № 1: Получение каучука из листьев фикуса.
Практика: Получение натурального каучука
1.4 Экскурсия-лекция городской музей.
Тема 2. Вода (3 ч)
2.1 Круговорот воды.
Теория: Определение влагооборота. Процесс с точки зрения разных наук
2.2 Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Теория: Статистика в разные периоды времени. Виды проблем.
2.3 Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Практика: Исследование воды из природных источников города.
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).
3.1 Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни
человека.
Теория: Определение смеси. Виды смесей. Применение
3.2 Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Практика: Создание собственных духов.
Тема 4. Химия пищи (11 ч).
4.1 Из чего состоит пища.
Теория: Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.
4.2 Химия продуктов растительного и животного происхождения.
Теория: Сравнительная характеристика продуктов животного и растительного
происхождения.
4.3 Физиология пищеварения.
Теория: Пищеварительная система, органы и принцип их работы.
4.4 Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Теория: Что понимают под продуктами быстрого приготовления. Классификация.
Вред или польза.
4.5 Практическая работа № 5: Определение качества меда.
Практика: Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
4.6 Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном
масле.
Практика: Определение содержания витаминов в разных растительных маслах.
4.7 Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практика: Определения нитрата железа в продуктах.
4.8Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Практика: Исследование газированной воды и соков.
4.9Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практика: Проверка на содержание жиров в разных семенах растений
4.10 Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практика: Исследовать присутствие углеводов таких как глюкоза, лактоза и
крахмал в продуктах
4.11 Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.
Практика: Исследование физических и химических свойств жевательной резинки.
Тема 5. Спички (3ч).
5.1 Пирофоры.
Теория: История изобретения спичек. Виды спичек. Спичечное производство в
России.
5.2 Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы,
протекающие при зажигании спички.
Теория: Получение фосфора, применение, химические и физические свойства.
5.3 Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек
Практика: Изучение спичек: бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных,
фотографических.
Тема 6. Бумага (3ч).
6.1 От пергамента и шелковых книг до наших дней.
Теория: Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты
6.2 Целлюлоза
Теория . Виды бумаги и их практическое использование.
6.3 Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.
Практика: Исследование физических и химических свойств различной бумаги.
Тема 7. Химия стирает, чистит и убирает (5 ч).
7.1 Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества.
Теория: Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые
для выведения пятен.
7.2 Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.
Практика: Определение рН среды раствора в шампунях и мылах
7.3 Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практика: Приготовление мыла в «домашних условиях»
7.4 Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.
Практика: выведение различных пятен с разных видов ткани.
7.5
Практическая
работа
№
20:
Определение
витаминов
в
препаратах
поливитаминов.
Практика: Исследование наличия заявленных витаминов на упаковке БАД и
поливитаминов.
Тема 8. Химия – помощница садовода (3 ч).
8.1 Почва.
Теория: Состав почвы. Элементы питания растений.
8.2 Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные
удобрения.
Теория: Классификация удобрений, польза удобрений
8.3 Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.
Практика: Изучение состава почв в школьной лаборатории.
Планируемый результат
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Загнимательная химия»
Личностные результаты:
сформированность
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся;
•
самостоятельность
•
мотивация
в
приобретении
образовательной
новых
деятельности
знаний
и
школьников
практических
на
основе
умений;
личностно
ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Ученик научится:
1.Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2. Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
3. Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии,
кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
Ученик научится:
характеризовать
основные
методы
познания:
наблюдение,
измерение,
эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
раскрывать
смысл основных химических понятий «атом»,
«молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,
«химическая реакция», используя знаковую систему химии;
определять состав веществ по их формулам;
называть признаки и условия протекания химических реакций
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора;
Ученик получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции,
о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества
использовать
приобретенные
знания
для
экологически
грамотного
поведения в окружающей среде
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов
и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
Материально – техническое обеспечение.
Технические средства обучения:
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
колонки.
Наглядные пособия по курсу:
видеоуроки по темам курса;
ЭОРы по темам курса;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса;
химическое оборудование для проведения опытов;
химические реактивы.
Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с
горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Форма контроля.
В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня
развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа,
опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение.
В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет
определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к
восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос,
беседа, анализ практических творческих работ.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия.
Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование.
Список литературы
Для учителя:
1. Кузьменко, Н.Е. Начала химии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Е.
Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. - М. : Издательство 'Лаборатория знаний', 2016. 707 с.
2. Минченков, Е.Е. Общая методика преподавания химии: учеб. пособие
[Электронный ресурс]: / Е.Е. Минченков. - М.: Издательство 'Лаборатория знаний', 2015. 597 с.
3. Минченков, Е.Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных
дисциплин [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Е. Минченков. - СПб.: Лань, 2016.
- 496 с.
4. Пак, М.С. Теория и методика обучения химии: учеб. [Электронный ресурс] /
М.С. Пак. - СПб.: Лань, 2017. - 368 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/96862/#2
5. Пак, М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум
[Электронный ресурс] : учебное пособие / М.С. Пак. - СПб.: Лань, 2018. - 120 с.
Для обучающихся:
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) М.: Просвещение 1995
2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977
3. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)