Занимательная химия — Программа внеурочной деятельности кружка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 4 с углубленным изучением отдельных
предметов

Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная химия»
для 8 классов (14-15 лет)
Срок реализации – 1 года
Кузнецовой Марии Анатольевны учителя химии

Асбест, 2021

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа имеет естественнонаучный профиль общеразвивающей
программы.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и
практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет
расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению
методиками исследования. Практическая направленность изучаемого материала делает
данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня
включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Рабочая программа курса «Занимательная химия» разработана на основе
следующих нормативных документов:


Концепции развития дополнительного образования детей



Основной образовательной программой ОУ.



Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Программа рассчитана на учащихся 8х классов. Количество человек в учебной
группе 12. Возраст детей 14 -15 лет. В школьном обучении учебные предметы начинают
уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков
начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их
возникновения. В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим
интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной
деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с
доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами
могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример,
высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления
развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на
веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя,
он ждет доказательности, убедительности.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 2021-2022 учебного года)
При изучении курса «Занимательная химия» используются следующие формы
обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и т.п.
Виды занятий включает себя: беседа, лекция, практическое занятие, лабораторное
занятие.
Целью программы является: формирование у учащихся глубокого и устойчивого
интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых
практических умений и навыков.

Задачи химического кружка:


развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в

процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями;


развить учебно-коммуникативные умения;



формирование умения наблюдать и объяснять химические явления,

происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;


формировать умение работать с веществами, выполнять несложные

химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;


формировать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила

работы в классе;


воспитывать элементы экологической культуры.
Учебный тематический план

№

Название раздела/темы

Количество часов

п/п
1

Всего
Обзор важнейших классов соединений, 4

Форма

Теория Практика контроля
3

1

используемых человеком

1.1

Химия-творение природы и рук человека

1

1

1.2

Химические

1

1

вещества

в

повседневной

жизни человека

1.3

Практическая работа № 1: получение 1

1

каучука из листьев фикуса

Анализ
работы

1.4

Экскурсия-лекция в городской музей.

1

1

2

Вода

3

2

2.1

Круговорот воды.

1

1

2.2

Пресная вода и ее запасы. Экологические 1

1

1

проблемы чистой воды.
2.3

Практическая работа № 2: Анализ воды из 1

1

природных источников
3

Смеси в жизни человека

3.1

Разновидности
использования
человека.

смесей,
в

2
области

повседневной

их 1

жизни

1

1
1

Анализ работы

3.2

.Практическая работа № 3: Самодельные 1

1

духи

Презентация
продукта

4

Химия пищи

11

4

4.1

Из чего состоит пища.

1

1

4.2

Химия

1

1

1

1

и 1

1

продуктов

растительного

и

7

животного происхождения
4.3

Физиология пищеварения

4.4

Продукты

быстрого

приготовления

особенности их производства
4.5

Практическая работа № 5: Определение 1

1

Анализ работы

1

Анализ работы

1

Анализ работы

Анализ 1

1

Анализ работы

Практическая работа № 9: Определение 1

1

Анализ работы

1

Анализ работы

1

Анализ работы

качества меда.
4.6

Практическая работа № 6: Определение 1
витаминов А, С, Е в растительном масле.

4.7

Практическая работа № 7: Определение 1
нитратов в продуктах.

4.8

Практическая

работа

№

8:

прохладительных напитков.
4.9

содержания жиров в семенах растений
4.10

Практическая работа № 10: Качественные 1
реакции на присутствие углеводов.

4.11

Практическая работа № 11: Химические 1
опыты с жевательной резинкой.

5

Спички

3

5.1

Пирофоры

1

1

5.2

Красный и белый фосфор. Окислительно- 1

1

восстановительные

процессы,

протекающие при зажигании спички

2

1

5.3

Практическая работа № 12: Изучение 1

1

Анализ работы

свойств различных видов спичек .

6

Бумага

3

2

6.1

От пергамента и шелковых книг до наших 1

1

1

дней.
6.2

Целлюлоза.

6.3

Практическая работа № 13: Изучение 1

1

1

1

Анализ работы

свойств различных видов бумаги.

7

Химия стирает, чистит и убирает

7.1

Синтетические

моющие

средства

5

1

и 1

1

4

поверхностно-активные вещества.
7.2

Практическая работа № 17: Определение 1

1

Анализ работы

1

Анализ работы

1

Анализ работы

1

Анализ работы

среды в мылах и шампунях.
7.3

Практическая работа № 18: Приготовление 1
мыла из свечки и стиральной соды

7.4

Практическая работа № 19: Выведение 1
пятен с ткани.

7.5

Практическая работа № 20: Определение 1
витаминов в препаратах поливитаминов.

8

Химия – помощница садовода

3

2

8.1

Почва.

1

1

8.2

Известь.

Торф. 1

1

Кислота.

Органические

удобрения.

Зола.

1

Минеральные

удобрения
8.3

Практическая работа № 21: Изучение 1
состава различных почв
Итого 34 часа

1

Анализ работы

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).
1.1 Химия-творение природы и рук человека.
Теория: Введение в науку. Методы познания.
1.2 Химические вещества в повседневной жизни человека.
Теория: Виды веществ.
1.3 Практическая работа № 1: Получение каучука из листьев фикуса.
Практика: Получение натурального каучука
1.4 Экскурсия-лекция городской музей.
Тема 2. Вода (3 ч)
2.1 Круговорот воды.
Теория: Определение влагооборота. Процесс с точки зрения разных наук
2.2 Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Теория: Статистика в разные периоды времени. Виды проблем.
2.3 Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Практика: Исследование воды из природных источников города.
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).
3.1 Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни
человека.
Теория: Определение смеси. Виды смесей. Применение
3.2 Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Практика: Создание собственных духов.
Тема 4. Химия пищи (11 ч).
4.1 Из чего состоит пища.
Теория: Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.
4.2 Химия продуктов растительного и животного происхождения.
Теория: Сравнительная характеристика продуктов животного и растительного
происхождения.
4.3 Физиология пищеварения.
Теория: Пищеварительная система, органы и принцип их работы.
4.4 Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Теория: Что понимают под продуктами быстрого приготовления. Классификация.
Вред или польза.
4.5 Практическая работа № 5: Определение качества меда.
Практика: Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

4.6 Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном
масле.
Практика: Определение содержания витаминов в разных растительных маслах.
4.7 Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практика: Определения нитрата железа в продуктах.
4.8Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Практика: Исследование газированной воды и соков.
4.9Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практика: Проверка на содержание жиров в разных семенах растений
4.10 Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практика: Исследовать присутствие углеводов таких как глюкоза, лактоза и
крахмал в продуктах
4.11 Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.
Практика: Исследование физических и химических свойств жевательной резинки.
Тема 5. Спички (3ч).
5.1 Пирофоры.
Теория: История изобретения спичек. Виды спичек. Спичечное производство в
России.
5.2 Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы,
протекающие при зажигании спички.
Теория: Получение фосфора, применение, химические и физические свойства.
5.3 Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек
Практика: Изучение спичек: бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных,
фотографических.
Тема 6. Бумага (3ч).
6.1 От пергамента и шелковых книг до наших дней.
Теория: Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты
6.2 Целлюлоза
Теория . Виды бумаги и их практическое использование.
6.3 Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.
Практика: Исследование физических и химических свойств различной бумаги.
Тема 7. Химия стирает, чистит и убирает (5 ч).
7.1 Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества.
Теория: Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые
для выведения пятен.

7.2 Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.
Практика: Определение рН среды раствора в шампунях и мылах
7.3 Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практика: Приготовление мыла в «домашних условиях»
7.4 Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.
Практика: выведение различных пятен с разных видов ткани.
7.5

Практическая

работа

№

20:

Определение

витаминов

в

препаратах

поливитаминов.
Практика: Исследование наличия заявленных витаминов на упаковке БАД и
поливитаминов.
Тема 8. Химия – помощница садовода (3 ч).
8.1 Почва.
Теория: Состав почвы. Элементы питания растений.
8.2 Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные
удобрения.
Теория: Классификация удобрений, польза удобрений
8.3 Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.
Практика: Изучение состава почв в школьной лаборатории.
Планируемый результат
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Загнимательная химия»
Личностные результаты:
сформированность

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей

учащихся;

•

самостоятельность

•

мотивация

в

приобретении

образовательной

новых

деятельности

знаний

и

школьников

практических
на

основе

умений;
личностно

ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Ученик научится:
1.Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать тему и цели урока;



составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;



в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2. Познавательные УУД:


перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);


пользоваться словарями, справочниками;



осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения;

3. Коммуникативные УУД:


высказывать и обосновывать свою точку зрения;



слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;


докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии,

кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации;


договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



задавать вопросы.

Предметные результаты
Ученик научится:
 характеризовать

основные

методы

познания:

наблюдение,

измерение,

эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
 раскрывать

смысл основных химических понятий «атом»,

«молекула»,

«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,
«химическая реакция», используя знаковую систему химии;
 определять состав веществ по их формулам;
называть признаки и условия протекания химических реакций
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора;
Ученик получит возможность научиться:

 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции,
о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать



причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества
использовать



приобретенные

знания

для

экологически

грамотного

поведения в окружающей среде
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов
и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;

 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
Материально – техническое обеспечение.
Технические средства обучения:
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):


персональный компьютер;



мультимедийный проектор;



колонки.

Наглядные пособия по курсу:


видеоуроки по темам курса;



ЭОРы по темам курса;



инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;



раздаточный материал для освоения разделов курса;



химическое оборудование для проведения опытов;



химические реактивы.

Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с
горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Форма контроля.
В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня
развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа,
опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение.

В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет
определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к
восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос,
беседа, анализ практических творческих работ.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия.
Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование.
Список литературы
Для учителя:
1. Кузьменко, Н.Е. Начала химии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Е.
Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. - М. : Издательство 'Лаборатория знаний', 2016. 707 с.
2. Минченков, Е.Е. Общая методика преподавания химии: учеб. пособие
[Электронный ресурс]: / Е.Е. Минченков. - М.: Издательство 'Лаборатория знаний', 2015. 597 с.
3. Минченков, Е.Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных
дисциплин [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Е. Минченков. - СПб.: Лань, 2016.
- 496 с.
4. Пак, М.С. Теория и методика обучения химии: учеб. [Электронный ресурс] /
М.С. Пак. - СПб.: Лань, 2017. - 368 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/96862/#2
5. Пак, М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум
[Электронный ресурс] : учебное пособие / М.С. Пак. - СПб.: Лань, 2018. - 120 с.
Для обучающихся:
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) М.: Просвещение 1995
2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977
3. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».